Практически у каждого, кто только начинает своё дело, бытует мнение, что выдача кредитов является прерогативой только лишь банков и связанных с ними структур. На практике же всё обстоит несколько иначе. Вообще, деятельность любого хозяйствующего субъекта предполагает обстоятельства, при которых одна из сторон какого-либо делового соглашения становится заимодавцем, а другая – заёмщиком. Есть немало разновидностей юридического исполнения подобных договорных взаимных обязательств. Но во всех таких случаях основой сделки является коммерческая ссуда.
Согласно другому широко распространённому мифу, заём всегда совершается через передачу от заимодавца кредитуемому определённой денежной суммы. В сегодняшних экономических реалиях просто не существует такой области рынка, где взаимодействие сторон осуществлялось бы исключительно за счёт денежной массы. Ведь основой любого коммерческого проекта служит обмен одного рыночного ресурса на другой.
Даже мировые валютные биржи и межбанковские взаимодействия не могут являться здесь исключением ввиду того, что гарантией сделок выступают различные залоговые обеспечения, которые должны быть реальными и максимально ликвидными. Поэтому неотъемлемой частью любой сделки являются не только деньги, но и другие ценные ресурсы (недвижимость, средства производства, товар и т.п.).
Пожалуй, самой распространённой операцией, которая проводится хозяйствующими субъектами, является сдача товара на консигнацию (реализацию) одним участником сделки другому. Как правило, оптовики сдают таким образом товар розничным торговцам. Первые выступают здесь в качестве консигнантов, а вторые – консигнаторов. В данном случае продавец (оптовик) даёт консигнационный кредит покупателю (торговцу в розницу). Важно отметить, что консигнант продолжает выступать в качестве собственника сданного товара до момента его продажи в розницу.
Характер подобной сделки возлагает на консигнанта большие риски по сравнению с консигнатором. Для их уменьшения в договорах на консигнацию указываются конкретные сроки, по истечении которых право собственности на товар переходит к покупателю (консигнатору). Независимо от того, удалось или нет последнему реализовать взятое у оптовика, он должен оплатить консигнационный заём в полном объёме. Поручителем со стороны консигнатора в таких случаях может выступить банк. Но это снижает не только риски консигнанта, но и степень доходности сделки в целом (банк возьмёт свой процент).
Изначально консигнационное заимствование подразумевает, что при невозможности реализации той или иной части товара его остатки возвращаются собственнику (консигнанту). Увы, в жизни такое происходит лишь между хорошо знающими друг друга партнёрами после длительного и добросовестного сотрудничества.