Долгосрочная аренда имущества с правом его последующего выкупа – лизинг – сегодня активно используется не только предприятиями, но и частными лицами. В основном, правда, это происходит за рубежом, где чаще всего берут в лизинг автомобили. У нас, впрочем, тоже, но при этом лизинг авто для физических лиц в России имеет свои национальные особенности.
Удобный компромисс. Брать в лизинг физическим лицам автомобили, недвижимость или оборудование Федеральный закон РФ О финансовой аренде (лизинге) не запрещает, но и не разрешает. С одной стороны, частное лицо может быть лизингополучателем, с другой – предметом лизинга является имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
Впрочем, лизингодатели (лизинговые компании, банки, автодилеры, производители) уже научились использовать обходные пути. Например, заключая не лизинговый договор, а договор найма-продажи с отсрочкой передачи права собственности (или аренды с правом выкупа).
Как и при классическом финансовом лизинге для юридических лиц, частное лицо платит за использование имущества, а по окончании выплат становится его владельцем. Однако при этом лишается бонусов, которые закон даёт предприятиям — снижение платежей по налогу на прибыль и на имущество, ускоренная амортизация. Они, в итоге, и делают лизинговую схему экономичнее автокредита (на 10-17%) или покупки на собственные средства (на 10-14%). Воспользоваться этими плюсами можно, если договориться со своим работодателем или знакомым предпринимателем, который и оформит договор лизинга на свою компанию или ИП.
Впрочем, даже заключая сделку лизинга для физических лиц, частный заёмщик некоторые преимущества всё-таки получает. Во-первых, кредитная история не играет большой роли. Во-вторых, при окончании срока лизинга можно выкупить имущество по остаточной стоимости, практически за копейки.
Авто в лизинг для физических лиц. Самый востребованный лизинговый продукт для частников на европейском рынке – лизинг легковых автомобилей. В России в автолизинг в основном покупают грузовой транспорт, реже — легковушки.
Если при финансовом лизинге автомобиль в конечном итоге переходит в собственность заёмщика, то при оперативном можно, по сути, арендовать транспорт на время, а потом вернуть его, например, в счёт приобретения нового авто. Правда, платежи за пользование лизингом вам не возместят, максимум – отдадут первоначальный взнос (20-30% от стоимости имущества) за вычетом амортизации.
Законный интерес. По неофициальным оценкам, рынок потребительского лизинга в сфере автотранспорта в России достигает $250-300 млн в год. Однако в полной мере развитие частного лизинга в нашей стране будет возможным только после принятия соответствующих законов о лизинге для физических лиц.
Какое-то у нас законодательство с подвохами. Закон не проработали до конца и создали тем самым многим людям сложности. А ведь если бы подошли к этому вопросу серьезно, то помогли бы многим людям не брать автокредит или ипотеку, а воспользоваться лизингом и сохранить проценты, которые уплачиваются банкам, в семье и потратить их на более нужные вещи. Во всём мире получается авто в лизинг физическим лица можно брать, и только в России нельзя. Разве мы люди второго сорта? Чем мы хуже европейцев, например?
Вообще это очень несправедливо, лишать физическое лицо льгот при покупке недвижимости или движимости в лизинг только потому что оно физическое лицо, а не юридическое. Я так купила квартиру. Сначала договорились на аренду с последующим выкупом и я около года оплачивала аренду, а потом оплатила квартиру полностью. Получается, что это лизинг, а льгот мне никаких не полагается, только потому что я физическое лицо, хотя сумма льгот должна быть не маленькая.
А что же такого незаконного, интересно? Почему бы мне как физическому лицу не купить автомобиль в лизинг? Ведь этот автомобиль я могу тоже использовать для работы, если я например таксист или например занимаюсь грузоперевозками. Ну нет у меня юридического лица, чтобы оформить лизинг на него. Во всем же остальном сделка ничем не отличается.