Решил как-то раз Ходжа Насреддин нового ишака купить. Да вот беда, денег как всегда у него не было. Денег нет, а ишака нового хочется. Старый ишак совсем одряхлел, копыта стёр, на боку царапина — соседский осёл укусил. В общем, не солидно совсем уже на таком ишаке ездить.
Ходжа Насреддин мудрец был известный, почесал он голову и решил: «Продам старого ишака на мясо, а разницу в цене на нового выторгую». Порешил так, да и отправился прямиком на базар.
Восточный базар – дело такое, не поторгуешься — ничего не получишь. Стоит Ходжа и ишака гребешком причёсывает. Идет мимо прохожий: «А что, уважаемый, ишака продаешь?».
Посмотрел Ходжа, что прохожий не сильно умный, да и говорит ему: «Ну что ты, уважаемый, даром отдаю. Ишак у меня учёный, утром проснулись с ним, так мне и сказал: «Многому я тебя научил, мудрый ты стал уже, веди меня теперь на базар и отдай хорошему человеку, сделаю его муллой». Так что не продаю, а просто так отдаю».
Обрадовался прохожий, да сразу и согласился: «Беру ишака, буду его зерном кормить, вином поить и каждый день гребешком расчесывать».
Ходжа Насреддин уже и верёвку ему в руки протянул, но тут ишак заржал. Прохожий сразу поинтересовался, что уважаемый ишак сказать хотел. А Насреддин и отвечает: «Понравился ты ему очень, самый подходящий ты кандидат в муллы. Однако чтобы ишака понимать, нужны чётки специальные, а без чёток ну никак не поймешь, что же хочет сказать он».
Расстроился прохожий, не знает, что и делать дальше. А Насреддин и предлагает: «Есть у меня чётки такие, да вот только мне они самим муллой освящённые, могут тебе не подойти. Если хочешь — продать могу. Мне-то они теперь ни к чему, а тебе могут пригодиться».
Обрадовался прохожий, запрыгал от радости: «Беру, конечно, беру, а если не подействуют, то другие куплю». И заплатил Ходже Насреддину денег втрое больше, чем ишак стоит.
Рад был Ходжа, что так удачно дельце провернул, однако решил в этот день не покупать нового ишака, а повыбирать и купить самого лучшего через неделю. Всю неделю ходил он счастливый от предвкушения покупки. Наступил базарный день, и вновь пошёл Ходжа Насреддин на рынок.
Сразу увидел он ишака. Молодой, красивый, чёрный, шерсть блестит, копыта сверкают, да ещё хозяин нахваливает, какой ишак хороший. И в жару и в непогоду — любую дорогу выдержит. И бока не поцарапанные, и внутренние органы в порядке.
Все понравилось Ходже, да вот когда дошло дело до оплаты, денег у него и не хватило. Расстроился мудрец: и старого ишака продал, и на нового не хватает теперь. Что делать прямо и не знает, да продавец ему присоветовал: сходить к Музафару-эфенди, он деньги в долг даёт. Правда, под проценты.
Недолго думая, сходил Ходжа к Музафару и вскорости деньги принёс, правда всё равно маленько не хватило, потому что не дали Насреддину большую сумму — неблагонадёжный он заёмщик оказался: дома своего нет, дела своего нет, ездит по деревням, байки рассказывает — какой же из него заёмщик. Покупатель, правда, не жадный попался, и скидку ему сделал на ишака.
Идет домой Насреддин — счастливый! Ишак новый у него, красивый, молодой! Долг, правда, теперь, но ведь, если что, ишака назад можно отдать и с долгом рассчитаться.
Вдруг дождь пошёл. Насреддин прятаться не стал — дождь благодатный, тёплый. Идет по улице, а за ним мальчишки бегут и пальцем показывают — с осла краска чёрная бежит. Глянул Ходжа Насреддин, а на боку у ишака знакомая царапина появилась…
Сел мудрец посреди улицы и заплакать было хотел от горя. Да вдруг как рассмеётся, от глупости собственной. Хотел выгоду получить, а сам в долгах оказался. И ишака такого уже не вернёшь никуда — придётся долг платить, да ещё и проценты выплачивать.
Можно быть хитрее другого, но перехитрить всех нельзя – размышлял мудрец, медленно плетясь по улице, и ведя за собой своего старого ишака.
Хорошая, но грустная притча. От добра добра не ищут, всё верно…
Замечательная притча! Мораль мне абсолютно ясна, понятна и близка, поэтому не согласиться с ней я никак не могу.
Ходжа поставил и проиграл, хотя играл краплёной колодой. Равновесие Вселенной качнулось, но тут же выправилось, восстановив сакральную справедливость множественности измерений, потому что не стоит рыть другому яму, ведь как аукнется, так и откликнется.