Подобно операторам сотовой связи, российские банки всё чаще нагло навязывают свои услуги в пакете. Принцип пакетирования прост — на стержневую услугу нанизывается несколько вспомогательных и дополнительных. Стандартный набор – пластиковая карта, привязанная к счёту клиента, СМС-сервис, дистанционное банковское обслуживание (ДБО) или интернет-банкинг. На этой основе создаются более объёмные варианты.
Главная задача пакетных продаж (по словам банкиров) — упростить жизнь клиентам. Дескать, не нужно заключать договора на оказание разных услуг и посещать офис несколько раз. Можно купить всё необходимое быстро и сразу. Пакет целиком стоит дешевле, чем его опции по отдельности. При покупке пакетного тарифного плана на длительный срок или размещении на счёте значительных сумм, цена, как правило, ещё ниже.
Стремясь сделать свои пакеты более привлекательными, банки дополняют их приятными бонусами: увеличенными ставками по вкладам и пониженными – по кредитам, страховкой от несчастных случаев, скидками на аренду сейфовых ячеек и на покупки в магазинах-партнёрах банка. Некоторые услуги вообще доступны только в пакете: например, инкассация наличных для физических лиц, VIP-консьерж сервис, персональный консультант и так далее. Банкам это тоже выгодно: издержки на обслуживание клиентов сокращаются, обороты по клиентским счетам растут.
Размер и цена пакета зависит от его начинки. Так, обмен валюты может упаковываться вместе с открытием валютного вклада, снижением комиссионных, дорожным чеком и страховкой. А банковская карта комплектуется несколькими счетами в разных валютах, кредитным лимитом, интернет-банкингом, автоматическим перечислением регулярных платежей, скидками на другие услуги банка и страховым полисом. Чем больше услуг и бонусов, тем выше категория пакета: от эконом до премиум-класса.
Основные потребители пакетных услуг – физические лица. Но есть предложения и для предприятий. Электронный документооборот, обслуживание зарплатных счетов, расчётно-кассовое и дистанционное банковское обслуживание в этом случае компании обходятся дешевле. Некоторые тарифные планы предполагают наличие овердрафта. Новая идея – пакеты для руководителей предприятий, включающие услуги и для компании, и для директора как физического лица.
Так какой же пакет банковских услуг выбрать, если отказаться от его предложения нет никакой возможности (например, при оформлении кредита)? Тот, составляющие которого вам действительно необходимы сегодня. Понадобятся новые – просто перейдёте на другой тарифный план.
Послушайте, я вот никак что-то в толк не возьму, каким образом вам кто-то в банке что-нибудь навязывает? Вы пришли в банк получать кредит, это вы выступаете в роли просителя, а не банк. Вы стоите с протянутой рукой, а не банк. Вы умоляете дать вам денег, а не банк. Вы унижаетесь, а не банк.
Не нравятся условия в договоре? Давай, до свидания! На ваше место очередь желающих получить кредит выстроилась до Пекина.
Что вы постоянно ноете-то? Нет никаких мелких шрифтов, это всё выдумки жёлтой прессы. Если вы подписываете договор, не читая его, а потом жалуетесь на условия, то кто в этом виноват, кто вас самих?
Продать (а не навязать, как вы выражаетесь) дополнительные услуги пытаются сегодня абсолютно все, а далеко не только банки — это всего лишь бизнес, ничего личного. При покупке бытовой техники вам обязательно попытаются продать т.н. расширенную гарантию, при покупке полиса ОСАГО — дополнительные опции страховки, и так далее.
Это происходит везде, повсеместно. Не скажу, что это хорошо, но мы все живём в капиталистическом, а не в социалистическом обществе, поэтому и принципы, по которым выстраиваются взаимоотношения между субъектами, во главу угла ставят лишь одно — прибыль.
Если кому-то не это не нравится, то такой человек всегда имеет выбор: остаться в этой стране или уехать в другую, где отношения в обществе строятся на других правилах.